г. Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта, 57    тел.: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32    e-mail: olana1@ukr.net
ЧП Колесник - дизайн и изготовление кованых изделий и металлоконструкций в Днепропетровске
|  Главная  |  Новости  |  Металлоконструкции  |  Литература  |  Галерея  |  Контакты  |
ГАЛЕРЕЯ
Ворота и калитки
Лестницы и перила
Козырьки и навесы
Люстры, бра, фонари
Кованая мебель
Каминные аксессуары
Заборы
Решётки на окна
Двери металлические
Цветочницы
Кованые изделия
Беседки и мостики
Доспехи и оружие
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Всем посетителям скидка
Консультация мастера
Как делают самурайский меч.

Архив литературы Собрание видео
Создание японского меча. Баженов А. Г.

Создание японского меча. Баженов А. Г.


Скачать книгу бесплатно (в электронном виде) с depositfiles.com
Скачать книгу бесплатно (в электронном виде) с shareflare.net

Как делают самурайский меч.

     Оглавление книги: «Создание японского меча», автор Баженов А.Г.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. ЧАСТЬ I. ТРАДИЦИОННАЯ ЯПОНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛИНКА.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 1. Оборудование и материалы.

     Как делают самурайский меч. Кузница.

     Что касается размещения кузницы, для ковки японских мечей, то от выбора конкретного места нахождения кузницы, будет зависеть и технология изготовления качественных японских мечей. Микроклимат местности играет роль потому, что на технологию влияет количество водяного пара содержащегося в воздухе. Что означает на практике достаточно разные приёмы работы с металлом в сырой и в сухой местности. Как утверждают японские мастера ковки мечей, способы изготовления клинка прекрасно зарекомендовавшие себя на вершине горы, уже не подходят даже для работы на её склонах, а тем более у подножия горы. Отдельно поясняется необходимость ориентирования кузницы для ковки японских мечей по сторонам света и приводится иллюстрированная схема такой кузни с указанием частей света. Определённый акцент делается и на мистической составляющей японских мечей, что тоже учитывается кузнецом при работе в кузнице.

     Как делают самурайский меч. Оборудование.

     Оборудование кузницы для ковки японских мечей имеет свои специфические особенности, отличающие её даже от специализированных оружейных кузниц. Уже на этапе создания оборудования, приходится подгонять его параметры под ту технологию ковки мечей, которая будет использоваться. К сожалению, полностью выдержать технологию производства японского меча, без такого специального оборудования не получается. Одним из важнейших элементов оборудования кузницы для ковки мечей оказываются кузнечные меха особенного устройства. Эти японские кузнечные меха называются: фукисаси фуйго, что в переводе означает - меха бьющие струей, дующие дважды. Сама по себе конструкция таких кузнечных мехов для ковки японских мечей достаточно сложна, но в доступной форме приводится автором на схемах в книге. Вторым важнейшим элементов оборудования кузницы служи кузнечный горн, опять таки довольно необычной конструкции, напоминающей скорее камеру для сгорания угля. Устройство кузнечного горна, схемы, разрезы и особенности конструкции описаны автором. Наковальня в кузнице довольно незамысловатая и выглядит проще чем наши универсальные кузнечные наковальни. Это связано с тем, что японская наковальня используется только для одного вида работ. Молотки, щипцы, кувалды и прочий инструмент показан на фото. Отдельно описана работа молотобойца, для ковки японских мечей их должно быть трое. Каждая должность имеет свой круг обязанностей и свои "звания". Совсем уж необычная вещь в оборудовании для ковки японских мечей - каменные кувалды в форме жёлудя из специального твёрдого камня.

     Как делают самурайский меч. Древесный уголь.

     Существует зависимость качества клинка японских мечей от характеристик древесного угля использованного при ковке металла. Наилучшими считаются наиболее твёрдые сорта древесного угла. Чаще всего используется сосновый древесный уголь, реже каштановый. Кроме того учитывается и размер кусков древесного угля. Для изготовления хороших японских мечей уголь измельчается вручную, ножом или специальными ножницами, при этом производится сортировка древесного угля и выбираются только наиболее подходящие кусочки угля, остальной уголь отбраковывается и не применяется при ковке клинков японского меча. Хотя мелкие куски древесного угля подходящего качества не выбрасываются, а оставляются и применяются позже, для закалки клинков. Угольный порошок идёт на растопку печей и является так же одним из компонентов закалочной пасты. Древесный уголь основа технологии переплавки железа. Способ поджога так же весьма оригинален. Он заключается в том, что металлический прут в холодном состоянии разбивается молотом до толщины фольги, при этом он так нагревается, что от него возгорает сосновая лучина.

     Как делают самурайский меч. Ил со дна водоёмов.

     Довольно неожиданно на первый взгляд применение в процессе ковки японского меча ила со дна водоёмов. Но если познакомиться с технологией ближе, то становится ясно, что ил со дна водоёмов применяется в качестве мелкодисперсного флюса для кузнечной сварки. Ил со дна водоёмов подходящего качества называется - доро. Не каждый сорт ила подходит и существуют чёткие характеристики по которым выбирается ил для флюса.

     Как делают самурайский меч. Пепел рисовой соломы.

     Пепел рисовой соломы - варабаи, применяется так же в качестве флюса для кузнечной сварке при ковке японского меча. Не всякий пепел годится, как флюс и даже не все сорта риса дают нужный пепел. Автор приводит сорта риса, пепел от соломы которых хорошо выполняет роль флюса. Реже, вместо пела рисовой соломы некоторые мастера используют буру или соль. Из рисовой соломы сделана и специальная метёлка, которой очищают ковочные заготовке в процессе ковки металла.

     Как делают самурайский меч. Современные стали.

     Современные стали имеют химический состав мало подходящий для ковки клинков японских мечей, это связано не только с содержанием в них определённых добавок, но и с технологией выплавки стали. Считается, что если при изготовлении японских мечей применять любое старое железо, результат может быть лучше, чем даже если использовать специальные сорта сталей для холодного оружия, например: шведский чугун. Эксперименты мастеров изготовления японского меча с со старыми и современными сталями показали невозможность адаптации традиционных технологий ковки к современным сталям. Наилучшим для японских мечей оказалось японское железо из железосодержащих песков.

     Как делают самурайский меч. Традиционные японские стали.

     Железосодержащими песками являются несколько сортов песка в Японии, но не все они могут служить сырьём для качественных японских мечей. Идеальным оказался железосодержащий песок из гранита. Он бывает двух видов и носит названия: акоме и маса. Акоме более распространён в природе, а маса - встречается только в одном месторождении. Именно при выплавке железа для японских мечей из этого песка и получается сырьё нужного качества. И именно для такого сырья и разработаны традиционные технологии ковки японских мечей. Приводится карта запасов железосодержащих песков разного типа в Японии. Источником железосодержащего песка служило и дно некоторых рек. Но больше всего железосодержащий песок получали не добычей из месторождений песка, а путём дробления некоторых сортов гранита ручным способом со сложной процедурой промывки песка. Для этого строили своеобразные промывочные фабрики или мастерские с проточной водой. Автор приводит фотографии инструментов нужных для обогащения железосодержащего песка - это разного рода черпаки и лопатки. Первая плавка проводилась сыродувным способом в наземных шахтах из кирпича. Печи обмазывались глиной и в процессе выплавки сразу разделялась сталь и чугун. Небольшой конгломерат качественной стали называется крица. И именно крица подвергается дальнейшей переработке способами указанными в книге. При сыродувном способе использовали несколько режимов дутья: сильное дутьё, тихое дутьё и очень тихое дутьё. Приводятся разрезы печей для каждого режима иллюстрирующие протекающие при этом процессы. Более крупная плавильня для получения железа использующегося для ковки японских мечей называется: татара. Это целое сооружение, возведение которого требует значительных усилий и много времени. Интересно посмотреть на устройство татары в разрезе. Впечатляет оригинальность и продуманность конструкции печи. С точки зрения химического состава, японская сталь, для изготовления традиционных японских мечей, имеет крайне мало примесей, химически очень чиста, в ней малое содержание фосфора, марганца и кремния. Плотность стали для японского меча составляет около 7.68 - 7.94. По сути - это чистый феррит с перлитом и с очень редкими включениями шлака. Автор приводит справочные данные по другим сталям использовавшимся для ковки клинков в других странах мира. Интересный анализ между прочим.

     Как делают самурайский меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 2. Оросизация продуктов плавки.

     Как делают самурайский меч. Суть оросизации.

     По мнению японских мастеров, занимающихся изготовлением японских мечей по традиционной технологии, лучшее сырьё для клинка - это шаровая сталь. Её получают разделяя выплавленное из железосодержащего песка сырьё на три вида: чугун, железо и шаровая сталь. Её достаточно механически обработать методом холодного расплющивания и многократной перебивки. Часть сырья не попадающего в категорию шаровой стали можно привести в состоянии близкое к ней, методами науглероживания и разуглероживания, что делается в специальных печах. Горнах для процесса "ороси". В книге приводятся схемы закладки железа и древесного угля в печи для разных процессов. Тут тоже играет большую роль качество древесного угла, химический состав, твёрдость и размеры кусков угла. Положение, форма сопла и режим поддува так же оказывают значительное влияние на исходный продукт. Приводится разрез специальной конструкции горна для оросизации чугуна. В зависимости от того, что хочет сделать мастер - меч или кинжал, размеры плавильни существенно меняются. Кратко описаны другие методы традиционной оросизации применяющиеся несколько реже при изготовлении японского меча.

     Как делают самурайский меч. Оросизация чугуна.

     Как делают самурайский меч. Оросизация мягкой стали и железа.

     Как делают самурайский меч. Оросизация железа кухонных ножей и шаровой стали.

     Как делают самурайский меч. Оросизация железосодержащего песка.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 3. Сплавление – цуми-вакаси.

     Измельчённое до состояния небольших кусочков шаровое железо необходимо заново сплавить, для этой операции так же разработана отдельная технология и применяются особые инструменты. Есть фото и схема процесса сплавления металла для изготовления японского меча. Само по себе сплавление - очень длительный и кропотливый процесс со множеством промежуточных этапов и требующий применения качественных флюсов о которых рассказывалось в начале книги. На определённом этапе сплавившуюся и равномерно пропечённую массу кусков железа начинают перековывать, по сути это и есть одна из реализаций технологии кузнечной сварки. Только очень специфическая. Более, кроме изготовления японского меча, её ни где в таком виде и не применяют. Процесс не имеет строгой формализации и оставляет много места для собственных экспериментов и творчества кузнеца. Считается, что всем процессом должен руководить здравый смысл и понимание того, что вы хотите получить в результате сплавки.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 4. Создание клинка из исходных материалов.

     Как делают самурайский меч. Ковка с перегибанием. Орикаэсигитаэ.

     Японские мечи, клинки которых сделаны из одного сорта стали, пусть даже это самая хорошая шаровая сталь, не считаются качественными. Разные сорта стали должны применяться для разных частей лезвия японского меча. А вот технология их соединения - ковка с перегибанием. Одновременно ковка с перегибанием подобна замешиванию теста. В ходе ковки с перегибанием из лезвия будущего японского меча выдавливаются шлаки и ненужные включения, которые снижают прочность клинка, увеличивают его хрупкость и ломкость. С технологической точки зрения, ковка с перегибанием, это опять таки одна из технологий кузнечной сварки. Конкретные методы перегибания при ковке зависят от вкусов мастера и приводятся автором на специальной схеме. Интересно посмотреть самому. Количество перековок металла для японского меча не так велико, как принято об этом рассказывать. Оно должно быть не менее 10 раз, реже до 30 раз. Дело в том, что при ковке с перегибанием, большое количество повторений операции резко снижает качество стали. Но опят таки, для разных сортов стали необходимо подходить к этой технологии творчески. Есть определённые тесты связанные с цветом нагретого металла и ударными пробами, которые подсказывают количество необходимых перековок при изготовлении японского меча.

     Как делают самурайский меч. Цуми-вакаси продуктов орикаэсигитаэ.

     Как делают самурайский меч. Виды соединений. Кумиавасэ.

     Как делают самурайский меч. Узор поверхности стали. Хада.

     Многие японские мечи имеют специфические узоры на клинке. Некоторые из этих узоров естественное следствие процесса перековки стали, а некоторые достигаются искусственным путём в ходе окончательных этапов ковки клинка. Автором приводятся основные виды узоров на японских мечах и перечисляются основные способы получения этих узоров. Что касается связи узоров на клинках, которые имеют японские мечи и характеристик мечей, то прямая связь отсутствует. В этом мнении сходятся все специалисты - и японские и не японские. Отдельно узоры не изучаются и самостоятельным признаком качества японского меча считаться не могут. Есть отличные очень классные японские мечи, которые вообще не имеют узоров. При определённых условиях, узор на мече может снижать характеристики меча, за счёт включений шлака составляющих такой узор. Главное значение узоров на японском мече - эстетическая и декоративная функция украшения готового изделия и придания ему товарного вида.

     Как делают самурайский меч. Придание клинку окончательной формы.

     Как делают самурайский меч. Результаты ковки.

     Химический состав стали после ковки. У хороших японских мечей: содержание углерода в стали клинка - 0.6 - 0.9 процента, содержание серы микроскопическое, фосфора обычно: 0.003 - 0.045 процента, в микроскопических дозах присутствует никель, хром, алюминий, ванадий, вольфрам, германий, цирконий, свинец и могут быть значительные добавки меди, серебра и золота, которые вводили намеренно. Шлаками являются оксид и силикат железа.

     Характеристики клинка японского меча зависящие от ковки. Японский меч должен хорошо резать и твёрдые предметы и мягкие. Клинок не должен зазубриваться. Не должен ломаться. Японский меч не должен искривляться.

     Форма японского меча должна учитывать следующие моменты: цент тяжести меча с рукоятью находится в 15 ти сантиметрах от хабаки. Но на практике для некоторых мечей это неприемлемо, поэтому может меняться в соответствии со здравым смыслом. Расстояние от центра удержания меча до его центра тяжести примерно 30 - 40 процентов длинны японского меча. Центр области удара меча - верхняя треть клинка, находится на расстоянии 54 - 56 процентов полной его длинны от центра удержания японского меча. Угол острия лезвия - 17 градусов, что соответствует углу минимального расхода энергии фехтовальщиком. При длине клинка японского меча в 68 - 71 см, изгиб его около 9 см и этот изгиб самостоятельно возникает при правильной закалке. Толщина клинка уменьшается на 1 - 1.5 мм, а ширина на 4 - 5 мм на каждые 30 см его длинны.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 5. Закалка – якиирэ.

     Как делают самурайский меч. Особенности японской технологии закалки клинков.

     Как делают самурайский меч. Закалочные пасты. Якиба-цути.

     Как делают самурайский меч. Способы нанесения пасты на клинок.

     Как делают самурайский меч. Процедура намазывания. Цуки-оки.

     Как делают самурайский меч. Устройства для закалки.

     Как делают самурайский меч. Вода для закалки.

     Как делают самурайский меч. Процедура закалки. Якиирэ.

     Как делают самурайский меч. Окончание работы кузнеца.

     Как делают самурайский меч. Твёрдость закалённого лезвия.

     Как делают самурайский меч. Обзор работы кузнеца.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 6. Шлифовка и полировка меча.

     Как делают самурайский меч. Особенности японской техники шлифовки клинков.

     Шлифовка самурайского меча по японской технике оказывается совершенно специфическим технологическим процессом, который достаточно просто описать, но наверно нереально повторить на практике. Работа шлифовальщика самурайского меча требует не только точного знания технологии, но и огромного терпения, а так же следования определённым традициям. Автор книги считает, что если ковку самурайского меча можно вполне реализовать самостоятельно, то шлифовке по японской технологии надо учиться именно в Японии. Да ещё и при условии наличия специальных японских шлифовательных камней. Интересна стоимость камней для шлифовки самурайского меча. Так, качественный камень, обычно это известняк или песчаник, размерами примерно 20 х 7 см и весом около 1.3 кг, имеет стоимость 4000 долларов и эта цена не считается чрезмерной. Такие шлифовальные камни редки и месторождения их давно оскуднели. К каждому клинку мастер подбирает свои камни или группу камней, пользуюясь разными видами камня на разных этапах шлифовки самурайского меча. Условно, шлифовка самурайского меча делится на два этапа - грубую шлифовку и завершающую. На фото в книге есть изображение работы шлифовальщика самурайского меча, фотографии шлифовальных камней, обстановка в мастерской.

     Как делают самурайский меч. Шлифовка клинка.

     Как делают самурайский меч. Шлифовка вершины клинка.

     Как делают самурайский меч. Полировка.

     При изготовлении самурайского меча полируют только обух и бока меча. Считается, что полировка придаёт больше выразительности лезвию. Так же заполировываются желоба и в некоторых случаях полируется гравировка. Для полировка меча его предварительно очищают от смазки и покрывают порошком ибота. Ибот - это воскоподобные испражнения японских цикад. По иботу выполняют поступательные движения полировочным карандашом из закалённой стали, что даёт блеск. Работа шлифовальшика при изготовлении самурайского меча занимает 12 - 14 дней и является трудоёмким процессом. Качественная полировка подчеркнёт достоинства ковки, рисунок стали и эффектную закалку самурайского меча. Техника шлифовки при изготовлении самурайского меча подбирается опытным шлифовальщиком индивидуально для каждого клинка. Могут учитываться так же пожелания заказчика и существующая мода на полировку клинков.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 7. Повторно закалённые клинки.

     Как делают самурайский меч. Оценка перезакалённых клинков.

     Как делают самурайский меч. Виды перезакалённых клинков.

     Ходзи - клинки перезакалённые спустя десятилетия и столетия.

     Хоякэ - клинки которые нагревали для закалке не в огне, а в жару над пламенем. Имеют специфические оттенки цвета.

     Ю-тигаи - клинки которые перезакалял сам мастер изготовивший меч, но недовольный качеством закалки. Такой приём ещё называют двойной закалкой самурайского меча. Заметно по яркости стали и некоторым другим признакам.

     Мусэ-моно - клинки побывавшие в пожаре в закрытом помещении и "задохнувшиеся".

     Магэ-саки - клинки которые укорачивались и поэтому потребовали перезакалки.

     Как делают самурайский меч. Характерные черты перезакалки.

     Отсутствует закалка у основания клинка и просматривается наклонённая полоска - тень воды.

     На поверхности лезвия катаны появляется "огненная кожа". Белая, грубая, с пятнышками. Словно пенящаяся.

     Ниэ выходят пятнами.

     На хамон выходит радужная полоска. Такие клинки называются убу-ха.

     Изгиб клинка неравномерный: мута-сори.

     Металл за лезвием бледный.

     Металл лезвия самурайского меча приобретает зеленоватый оттенок.

     Поверхность лезвия самурайского меча имеет специфический неестественный блеск.

     Появляется звон - "эхо лезвия".

     есть ниэ, но нет ниои, ниэ "лишена силы".

     лезвие катаны легко откалывается.

     Появляются специфические пятна закалки: яки-мура.

     Боси выглядит вульгарно и неравномерно с двух сторон.

     На хамон вместо ниэ есть нечто чёрное и "плавающее" словно юбасити.

     На дзи присутствует нечто "летающее".

     Кромка лезвия потрёпана, такое впечатление, что катаной рубили твёрдое сухое дерево.

     На теле клинка катаны есть раковины.

     Закалка явно переходит на хвостовик

     Создание японского меча. Баженов А.Г. ЧАСТЬ II. ПЕРЕВОДЫ ТРУДОВ ЯПОНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

     Как делают самурайский меч. Кудо Харуто. Исходные материалы для японских мечей.

     Как делают самурайский меч. Тёуисай Кунимицу. Приёмы ковки по способу Тёуисай Кунимицу.

     Как делают самурайский меч. Канэко Кёхо. Порядок ковки японских мечей.

     Как делают самурайский меч. Хории Тосихидэ. Традиция Бидзен.

Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
© ЧП Колесник 2010-2011

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Рейтинг@Mail.ru