г. Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта, 57    тел.: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32    e-mail: olana1@ukr.net
ЧП Колесник - дизайн и изготовление кованых изделий и металлоконструкций в Днепропетровске
|  Главная  |  Новости  |  Металлоконструкции  |  Литература  |  Галерея  |  Контакты  |
ГАЛЕРЕЯ
Ворота и калитки
Лестницы и перила
Козырьки и навесы
Люстры, бра, фонари
Кованая мебель
Каминные аксессуары
Заборы
Решётки на окна
Двери металлические
Цветочницы
Кованые изделия
Беседки и мостики
Доспехи и оружие
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Всем посетителям скидка
Консультация мастера
Меч.

Архив литературы Собрание видео
Создание японского меча. Баженов А. Г.

Создание японского меча. Баженов А. Г.


Скачать книгу бесплатно (в электронном виде) с depositfiles.com
Скачать книгу бесплатно (в электронном виде) с shareflare.net

Меч.

     Оглавление книги: «Создание японского меча», автор Баженов А.Г.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. ЧАСТЬ I. ТРАДИЦИОННАЯ ЯПОНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КЛИНКА.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 1. Оборудование и материалы.

     Меч. Кузница.

     Что касается размещения кузницы, для ковки японских мечей, то от выбора конкретного места нахождения кузницы, будет зависеть и технология изготовления качественных японских мечей. Микроклимат местности играет роль потому, что на технологию влияет количество водяного пара содержащегося в воздухе. Что означает на практике достаточно разные приёмы работы с металлом в сырой и в сухой местности. Как утверждают японские мастера ковки мечей, способы изготовления клинка прекрасно зарекомендовавшие себя на вершине горы, уже не подходят даже для работы на её склонах, а тем более у подножия горы. Отдельно поясняется необходимость ориентирования кузницы для ковки японских мечей по сторонам света и приводится иллюстрированная схема такой кузни с указанием частей света. Определённый акцент делается и на мистической составляющей японских мечей, что тоже учитывается кузнецом при работе в кузнице.

     Меч. Оборудование.

     Оборудование кузницы для ковки японских мечей имеет свои специфические особенности, отличающие её даже от специализированных оружейных кузниц. Уже на этапе создания оборудования, приходится подгонять его параметры под ту технологию ковки мечей, которая будет использоваться. К сожалению, полностью выдержать технологию производства японского меча, без такого специального оборудования не получается. Одним из важнейших элементов оборудования кузницы для ковки мечей оказываются кузнечные меха особенного устройства. Эти японские кузнечные меха называются: фукисаси фуйго, что в переводе означает - меха бьющие струей, дующие дважды. Сама по себе конструкция таких кузнечных мехов для ковки японских мечей достаточно сложна, но в доступной форме приводится автором на схемах в книге. Вторым важнейшим элементов оборудования кузницы служи кузнечный горн, опять таки довольно необычной конструкции, напоминающей скорее камеру для сгорания угля. Устройство кузнечного горна, схемы, разрезы и особенности конструкции описаны автором. Наковальня в кузнице довольно незамысловатая и выглядит проще чем наши универсальные кузнечные наковальни. Это связано с тем, что японская наковальня используется только для одного вида работ. Молотки, щипцы, кувалды и прочий инструмент показан на фото. Отдельно описана работа молотобойца, для ковки японских мечей их должно быть трое. Каждая должность имеет свой круг обязанностей и свои "звания". Совсем уж необычная вещь в оборудовании для ковки японских мечей - каменные кувалды в форме жёлудя из специального твёрдого камня.

     Меч. Древесный уголь.

     Существует зависимость качества клинка японских мечей от характеристик древесного угля использованного при ковке металла. Наилучшими считаются наиболее твёрдые сорта древесного угла. Чаще всего используется сосновый древесный уголь, реже каштановый. Кроме того учитывается и размер кусков древесного угля. Для изготовления хороших японских мечей уголь измельчается вручную, ножом или специальными ножницами, при этом производится сортировка древесного угля и выбираются только наиболее подходящие кусочки угля, остальной уголь отбраковывается и не применяется при ковке клинков японского меча. Хотя мелкие куски древесного угля подходящего качества не выбрасываются, а оставляются и применяются позже, для закалки клинков. Угольный порошок идёт на растопку печей и является так же одним из компонентов закалочной пасты. Древесный уголь основа технологии переплавки железа. Способ поджога так же весьма оригинален. Он заключается в том, что металлический прут в холодном состоянии разбивается молотом до толщины фольги, при этом он так нагревается, что от него возгорает сосновая лучина.

     Меч. Ил со дна водоёмов.

     Довольно неожиданно на первый взгляд применение в процессе ковки японского меча ила со дна водоёмов. Но если познакомиться с технологией ближе, то становится ясно, что ил со дна водоёмов применяется в качестве мелкодисперсного флюса для кузнечной сварки. Ил со дна водоёмов подходящего качества называется - доро. Не каждый сорт ила подходит и существуют чёткие характеристики по которым выбирается ил для флюса.

     Меч. Пепел рисовой соломы.

     Пепел рисовой соломы - варабаи, применяется так же в качестве флюса для кузнечной сварке при ковке японского меча. Не всякий пепел годится, как флюс и даже не все сорта риса дают нужный пепел. Автор приводит сорта риса, пепел от соломы которых хорошо выполняет роль флюса. Реже, вместо пела рисовой соломы некоторые мастера используют буру или соль. Из рисовой соломы сделана и специальная метёлка, которой очищают ковочные заготовке в процессе ковки металла.

     Меч. Современные стали.

     Современные стали имеют химический состав мало подходящий для ковки клинков японских мечей, это связано не только с содержанием в них определённых добавок, но и с технологией выплавки стали. Считается, что если при изготовлении японских мечей применять любое старое железо, результат может быть лучше, чем даже если использовать специальные сорта сталей для холодного оружия, например: шведский чугун. Эксперименты мастеров изготовления японского меча с со старыми и современными сталями показали невозможность адаптации традиционных технологий ковки к современным сталям. Наилучшим для японских мечей оказалось японское железо из железосодержащих песков.

     Меч. Традиционные японские стали.

     Железосодержащими песками являются несколько сортов песка в Японии, но не все они могут служить сырьём для качественных японских мечей. Идеальным оказался железосодержащий песок из гранита. Он бывает двух видов и носит названия: акоме и маса. Акоме более распространён в природе, а маса - встречается только в одном месторождении. Именно при выплавке железа для японских мечей из этого песка и получается сырьё нужного качества. И именно для такого сырья и разработаны традиционные технологии ковки японских мечей. Приводится карта запасов железосодержащих песков разного типа в Японии. Источником железосодержащего песка служило и дно некоторых рек. Но больше всего железосодержащий песок получали не добычей из месторождений песка, а путём дробления некоторых сортов гранита ручным способом со сложной процедурой промывки песка. Для этого строили своеобразные промывочные фабрики или мастерские с проточной водой. Автор приводит фотографии инструментов нужных для обогащения железосодержащего песка - это разного рода черпаки и лопатки. Первая плавка проводилась сыродувным способом в наземных шахтах из кирпича. Печи обмазывались глиной и в процессе выплавки сразу разделялась сталь и чугун. Небольшой конгломерат качественной стали называется крица. И именно крица подвергается дальнейшей переработке способами указанными в книге. При сыродувном способе использовали несколько режимов дутья: сильное дутьё, тихое дутьё и очень тихое дутьё. Приводятся разрезы печей для каждого режима иллюстрирующие протекающие при этом процессы. Более крупная плавильня для получения железа использующегося для ковки японских мечей называется: татара. Это целое сооружение, возведение которого требует значительных усилий и много времени. Интересно посмотреть на устройство татары в разрезе. Впечатляет оригинальность и продуманность конструкции печи. С точки зрения химического состава, японская сталь, для изготовления традиционных японских мечей, имеет крайне мало примесей, химически очень чиста, в ней малое содержание фосфора, марганца и кремния. Плотность стали для японского меча составляет около 7.68 - 7.94. По сути - это чистый феррит с перлитом и с очень редкими включениями шлака. Автор приводит справочные данные по другим сталям использовавшимся для ковки клинков в других странах мира. Интересный анализ между прочим.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 2. Оросизация продуктов плавки.

     Меч. Суть оросизации.

     По мнению японских мастеров, занимающихся изготовлением японских мечей по традиционной технологии, лучшее сырьё для клинка - это шаровая сталь. Её получают разделяя выплавленное из железосодержащего песка сырьё на три вида: чугун, железо и шаровая сталь. Её достаточно механически обработать методом холодного расплющивания и многократной перебивки. Часть сырья не попадающего в категорию шаровой стали можно привести в состоянии близкое к ней, методами науглероживания и разуглероживания, что делается в специальных печах. Горнах для процесса "ороси". В книге приводятся схемы закладки железа и древесного угля в печи для разных процессов. Тут тоже играет большую роль качество древесного угла, химический состав, твёрдость и размеры кусков угла. Положение, форма сопла и режим поддува так же оказывают значительное влияние на исходный продукт. Приводится разрез специальной конструкции горна для оросизации чугуна. В зависимости от того, что хочет сделать мастер - меч или кинжал, размеры плавильни существенно меняются. Кратко описаны другие методы традиционной оросизации применяющиеся несколько реже при изготовлении японского меча.

     Меч. Оросизация чугуна.

     Меч. Оросизация мягкой стали и железа.

     Меч. Оросизация железа кухонных ножей и шаровой стали.

     Меч. Оросизация железосодержащего песка.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 3. Сплавление – цуми-вакаси.

     Измельчённое до состояния небольших кусочков шаровое железо необходимо заново сплавить, для этой операции так же разработана отдельная технология и применяются особые инструменты. Есть фото и схема процесса сплавления металла для изготовления японского меча. Само по себе сплавление - очень длительный и кропотливый процесс со множеством промежуточных этапов и требующий применения качественных флюсов о которых рассказывалось в начале книги. На определённом этапе сплавившуюся и равномерно пропечённую массу кусков железа начинают перековывать, по сути это и есть одна из реализаций технологии кузнечной сварки. Только очень специфическая. Более, кроме изготовления японского меча, её ни где в таком виде и не применяют. Процесс не имеет строгой формализации и оставляет много места для собственных экспериментов и творчества кузнеца. Считается, что всем процессом должен руководить здравый смысл и понимание того, что вы хотите получить в результате сплавки.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 4. Создание клинка из исходных материалов.

     Меч. Ковка с перегибанием. Орикаэсигитаэ.

     Японские мечи, клинки которых сделаны из одного сорта стали, пусть даже это самая хорошая шаровая сталь, не считаются качественными. Разные сорта стали должны применяться для разных частей лезвия японского меча. А вот технология их соединения - ковка с перегибанием. Одновременно ковка с перегибанием подобна замешиванию теста. В ходе ковки с перегибанием из лезвия будущего японского меча выдавливаются шлаки и ненужные включения, которые снижают прочность клинка, увеличивают его хрупкость и ломкость. С технологической точки зрения, ковка с перегибанием, это опять таки одна из технологий кузнечной сварки. Конкретные методы перегибания при ковке зависят от вкусов мастера и приводятся автором на специальной схеме. Интересно посмотреть самому. Количество перековок металла для японского меча не так велико, как принято об этом рассказывать. Оно должно быть не менее 10 раз, реже до 30 раз. Дело в том, что при ковке с перегибанием, большое количество повторений операции резко снижает качество стали. Но опят таки, для разных сортов стали необходимо подходить к этой технологии творчески. Есть определённые тесты связанные с цветом нагретого металла и ударными пробами, которые подсказывают количество необходимых перековок при изготовлении японского меча.

     Меч. Цуми-вакаси продуктов орикаэсигитаэ.

     Меч. Виды соединений. Кумиавасэ.

     Меч. Узор поверхности стали. Хада.

     Многие японские мечи имеют специфические узоры на клинке. Некоторые из этих узоров естественное следствие процесса перековки стали, а некоторые достигаются искусственным путём в ходе окончательных этапов ковки клинка. Автором приводятся основные виды узоров на японских мечах и перечисляются основные способы получения этих узоров. Что касается связи узоров на клинках, которые имеют японские мечи и характеристик мечей, то прямая связь отсутствует. В этом мнении сходятся все специалисты - и японские и не японские. Отдельно узоры не изучаются и самостоятельным признаком качества японского меча считаться не могут. Есть отличные очень классные японские мечи, которые вообще не имеют узоров. При определённых условиях, узор на мече может снижать характеристики меча, за счёт включений шлака составляющих такой узор. Главное значение узоров на японском мече - эстетическая и декоративная функция украшения готового изделия и придания ему товарного вида.

     Меч. Придание клинку окончательной формы.

     Меч. Результаты ковки.

     Химический состав стали после ковки. У хороших японских мечей: содержание углерода в стали клинка - 0.6 - 0.9 процента, содержание серы микроскопическое, фосфора обычно: 0.003 - 0.045 процента, в микроскопических дозах присутствует никель, хром, алюминий, ванадий, вольфрам, германий, цирконий, свинец и могут быть значительные добавки меди, серебра и золота, которые вводили намеренно. Шлаками являются оксид и силикат железа.

     Характеристики клинка японского меча зависящие от ковки. Японский меч должен хорошо резать и твёрдые предметы и мягкие. Клинок не должен зазубриваться. Не должен ломаться. Японский меч не должен искривляться.

     Форма японского меча должна учитывать следующие моменты: цент тяжести меча с рукоятью находится в 15 ти сантиметрах от хабаки. Но на практике для некоторых мечей это неприемлемо, поэтому может меняться в соответствии со здравым смыслом. Расстояние от центра удержания меча до его центра тяжести примерно 30 - 40 процентов длинны японского меча. Центр области удара меча - верхняя треть клинка, находится на расстоянии 54 - 56 процентов полной его длинны от центра удержания японского меча. Угол острия лезвия - 17 градусов, что соответствует углу минимального расхода энергии фехтовальщиком. При длине клинка японского меча в 68 - 71 см, изгиб его около 9 см и этот изгиб самостоятельно возникает при правильной закалке. Толщина клинка уменьшается на 1 - 1.5 мм, а ширина на 4 - 5 мм на каждые 30 см его длинны.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 5. Закалка – якиирэ.

     Меч. Особенности японской технологии закалки клинков.

     Меч. Закалочные пасты. Якиба-цути.

     Меч. Способы нанесения пасты на клинок.

     Меч. Процедура намазывания. Цуки-оки.

     Меч. Устройства для закалки.

     Меч. Вода для закалки.

     Меч. Процедура закалки. Якиирэ.

     Цитата:Когда на поверхности полированного клинка присутствуют все эти детали, он выглядит очень эффектно, однако нет однозначного мнения относительно безобидности, например, сарю. По мнению некоторых экспертов, они нежелательны. Характерны ли все эти детали лишь для японских мечей? Нет. Присутствуют они и в европейских клинках, но не видны, так как решающую роль играет оригинальная технология японской шлифовки клинков, позволяющая сделать эти элементы видимыми: «В период Кане эй [ 1789-1801 гг.] матрос Кодаю дал мне русский меч. Я его отполировал и обнаружил много грубых ниэ. Резал он хорошо, однако не был так тверд, как паши меча, лезвие тоже хрупкое, и я не нашел пограничной линии закалки» (Суйсинси Ма-сахидэ, «Секреты ковки»). Различают мечи оодэки [большой урожай, большой успех], закаленные на высоком огне с высокой температурой, и мечи кодэ-ки [малый урожай], закаленные на небольшом огне с умеренным жаром. Также надо помнить, что мечи бывают кованы из твердой (до закалки), умеренно твердой и сравнительно мягкой стали. Учитывают и многократность перегибания этой стали в процессе ковки. Все это условия предстоящей задачи закалки. Кроме качественного лезвия кузнец желает добиться и эстетического эффекта. Поэтому закалка очень сложна, хотя действия как таковые весьма просты: нагреть и охладить. Если ответственность выполнения цу-ми-вакаси при работе над мечом оценивается в 50%, то сколько же следует отнести на закалку? И что останется после этой арифметики непосредственно на трудоемкую ковку? Правило гласит: если сталь использована твердая — создай лезвие хоео-сугу-ха, если средней твердости— пусть будет ко-мидарэ в сугу-ха, а если она относительно мягкая — о-мидарэ или тёдзи (виды закалки см. в книге «Экспертиза японского меча»). Издревле этим правилом пользовались кузнецы провинции Бидзэн. Они понимали, что лезвие типа о-нотарэ или тёдзи заходящее за синоги, придает клинку не только большую твердость, но и хрупкость. Для получения большого числа ниэ требуется высокая температура, и клинок получится твердый и хрупкий. Такой подход типичен для стиля Сагами (оодэки). Их нагревают до цвета «луны, восходящей над вершиной горы в летнюю ночь», или до цвета свечения бумажного фонаря андон, или цвета керрии японской (ямабуки) — это один и тот же желтый цвет, т. е. нагрев сильный. Достигнув этого цвета, дутьем дают клинку немного охладиться, вновь доводят по прежнего цвета и опять охлаждают, и так 3—4 раза. Наконец охлаждают в огне до верхней точки красного цвета, вынимают из горна, задерживают над водой па мгновение и закаливают. Если металл кован по канонам традиции Сагами, от границы закалки к острию лезвия «пойдут» радужные широкие потоки ниои вокруг многочисленных ниэ. Но если ковали не так, как предписывает стиль Сагами, это лишь игрушка, хрупкая и склонная к зазубриванию. Если стремятся получить клинок не яркий, а сдержанный, т. е. в котором преобладают ниои, его не нагревают выше красного (ко-дэки), а именно до «цвета неба на утренней заре», или цвета красно-коричневой фасоли (адзуки), или цвета цезальпинии, т. е. лишь бы исчезла с поверхности клинка чернота, а огненные пятна еще не появились. Огонь должен быть сильным и цвет клинка интенсивным. В этом случае после полировки клинок украсят тонкие нити ниои, клинок будет скромный, не героический, но с достоинством. Металл дзи будет плотный, с выраженным эффектом уруои [влажность], что высоко ценится. Такой меч острый и не склонный ломаться или гнуться. Это типичное изделие традиции Бидзэн. При закалке здесь важно не перегреть клинок, иначе теряются острота и вязкость, особенно если сталь невысокого качества. Секрет для получения красивых ниэ — металл нужен сравнительно твердый, но мало кованный. Если металл относительно мягкий, получить ниэ будет трудно. Вместо ниэ получается хамон типа ообуса-тёдзи [крупные соцветия гвоздики]. К тому же при мягкой оболочке сердцевина должна быть жесткой, и подобрать их правильное соотношение сложно, но нужно, иначе клинок будет гнуться. В этом случае ищут золотую середину» подбирая хамон из средней группы

     Меч. Окончание работы кузнеца.

     Меч. Твёрдость закалённого лезвия.

     Меч. Обзор работы кузнеца.

     Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 6. Шлифовка и полировка меча.

     Меч. Особенности японской техники шлифовки клинков.

     Меч. Шлифовка клинка.

     Меч. Шлифовка вершины клинка.

     Меч. Полировка.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. Глава 7. Повторно закалённые клинки.

     Меч. Оценка перезакалённых клинков.

     Меч. Виды перезакалённых клинков.

     Меч. Характерные черты перезакалки.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. ЧАСТЬ II. ПЕРЕВОДЫ ТРУДОВ ЯПОНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

     Меч. Кудо Харуто. Исходные материалы для японских мечей.

     Меч. Тёуисай Кунимицу. Приёмы ковки по способу Тёуисай Кунимицу.

     Меч. Канэко Кёхо. Порядок ковки японских мечей.

     Меч. Хории Тосихидэ. Традиция Бидзен.

     Меч. Курихара Хикосабуро. Кузнечные школы и их секреты мастерства.

     Меч. Хираи Тиба. Очерк о шлифовке.

     Меч. Тавара Куни. Лекции прочитанные в Обществе железа и стали.

     Меч. Мишина Кэндзи. Новое открытие японского меча.

     Меч. Мишина Кэндзи. Полировка мечей.

     Меч. Омура Кабоку. Мечи-сокровища.

     Меч. Книга оценки мечей.

     Меч. Описание способа кузнеца Гассан Сигэмунэ.

     Меч. Создание японского меча. Баженов А.Г. ПРИЛОЖЕНИЯ.

     Меч. Приложение 1. Стоимость меча и основные факторы влияющие на неё.

     Меч. Приложение 2. Пояснения, дополнения и исправления к предыдущим книгам Баженова А.Г.

Главная Новости Металлоконструкции Галерея Контакты
© ЧП Колесник 2010-2011

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Рейтинг@Mail.ru